Статья 17414

Название статьи

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Авторы

Кулиева Екатерина Николаевна, старший преподаватель, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), eka5626556@yandex.ru

Индекс УДК

15 + 37(082)

Аннотация

Актуальность и цели. Переход образовательного комплекса России на обучение и профессиональную подготовку студентов с помощью реализации компетентностного подхода в образовании предполагает выявление смыслообразующих основ инновационного моделирования взаимодействия преподавателей и студентов в образовательной среде вуза, прежде всего в процессе изучения учебных предметов. Это возможно в случае реализации концепции и модели, составляющих основу процесса проявления будущим специалистом универсальных учебных действий, реализация которых обучающимися в ходе учебной деятельности выступает в качестве основного признака готовности к деятельности в образовательной среде вуза. Это предполагает необходимость рассмотрения процесса смыслообразующего развития универсальных учебных действий студентов в качестве новой системы, определяющей развитие отечественного образования и требующей разработки модели ее целостной реализации. Целью исследования является концептуальное обоснование и разработка модели развития универсальных учебных действий студентов в образовательной среде вуза на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки в процессе изучения иностранного языка.
Материалы и методы. В процессе разработки концепции и модели развития универсальных учебных действий студентов в процессе изучения иностранного языка на основе их смыслообразующей профессиональной подготовки особое внимание необходимо уделять понятиям, составляющим тезаурус концептуального обоснования исследуемого процесса, осуществленного в исследованиях А. В. Хуторского. Основой реализации модели являются принципы взаимодействия участников образовательного процесса вуза: принцип гуманизации и целостности отношений; принцип личностно-деятельностного характера и коммуникативности взаимодействия преподавателей и студентов. Познать смысл совершаемых действий – значит, прежде всего, изучить их коммуникационную основу – внутренние и внешние связи. В смыслообразовании, особенно социального типа, существует огромное количество связей. Наиболее удачный вариант их классификации был предложен И. В. Блаубергом, А. Маслоу, А. К. Марковой и Л. Г. Петерсон.
Результаты. В ходе исследования установлено содержание процесса формирования личностных основ универсальных учебных действий, представляющего собой совокупность действий студентов по самооцениванию своих собственных способностей и личностных ориентаций, действий по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действий по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки на основе изучения иностранного языка. В содержание активного мотивационно обозначенного стремления студентов к формированию профессиональных умений входят процессы самопознания, самооценивание и саморазвитие в процессе самореализации в профес-
сионально направленной учебной деятельности.
Выводы. Становление концепции и модели смыслообразующего формирования универсальных учебных действий студентов взаимосвязано с готовностью его участников соотносить личностные интересы и потребности в определенном качестве познавательной деятельности с общественной значимостью качества профессиональной подготовки выпускников вузов. Эффективность этого взаимодействия основывается на готовности преподавателей вуза к системно-деятельностному развитию универсальных учебных действий студентов в образовательной среде и, в частности, в процессе изучения учебных дисциплин.

Ключевые слова

профессиональная подготовка, универсальные учебные действия, взаимодействие, смыслообразующее развитие.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Закон об образовании РФ. – М., 2012. – Ст. 1. – С. 1.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия / А. Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2011. – 436 с.
3. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – 2-е изд. – Казань : Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
4. Бондаревская, Е. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич. – Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
5. Santiago Remacha Esteras. Professional English. Infotech English for computer users : Student’s book / Santiago Remacha Esteras. – Cambridge university press, 2008.

 

Дата создания: 24.03.2015 22:50
Дата обновления: 24.04.2015 09:36